Контактная информация

Особенности эксплуатации сцепного устройства тягача

Седельно-сцепное устройство: что делать, чтобы оно прослужило как можно дольше, как часто проводить диагностику и куда обращаться при необходимости ремонта?

Седельно-сцепное устройство, или ССУ, не зря называют пятым колесом. Этот механизм выполняет очень важную работу, отличается выносливостью и износостойкостью, а к его конструкции предъявляются самые строгие требования.

Седельно-сцепное или тягово-сцепное устройство соединяет тягач с полуприцепом. Его состояние напрямую влияет на такие параметры, как устойчивость, управляемость, манёвренность, плавность хода автомобиля. Поэтому при первых же признаках неполадок рекомендуется провести осмотр и, при необходимости, ремонт ССУ. Внимательное отношение к работе этого узла — залог сохранности груза и безопасности транспортного средства.

В этом материале мы рассмотрим основные тонкости эксплуатации и ремонта седла тягача, а также поговорим о возможных дефектах в работе устройства и о мерах, которые необходимо принимать для продления срока его службы.

Техническое обслуживание седла тягача

Прежде чем перейти к нюансам технического обслуживания сцепного устройства тягача, рассмотрим его конструктивные особенности.

ССУ состоит из разъёмно-сцепного механизма, плиты опоры и крепёжных элементов. Масса устройства сравнительно невелика: она может достигать 300 кг, при этом седло принимает на себя часть нагрузки от полуприцепа.

В зависимости от типа соединения выделяют полуавтоматические механизмы, когда сцепка осуществляется вручную, и автоматические, в которых за сцепление отвечает электроника. Сегодня нередко используют системы, оснащённые сенсорными датчиками: считываемая информация о состоянии узла передаётся на монитор в кабине водителя.

На каком бы из типов ССУ вы ни остановили свой выбор, для исправной работы механизма следует придерживаться следующих правил эксплуатации:

  • осуществлять сцепку и расцепку строго согласно инструкции;
  • соблюдать регламент технического обслуживания;
  • при первых признаках поломки проводить осмотр и, при необходимости, ремонт сцепного устройства.

Рабочий ресурс узла может достигать 2 млн километров и более — но, чтобы он прослужил так долго, нужно уделять должное внимание его обслуживанию. К тому же необходимо учитывать, что его составляющие подвержены естественному износу. Межсервисный интервал может отличаться в зависимости от требований производителя.

Чтобы необходимость в ремонте седла грузовика возникала как можно реже, рекомендуется проводить профилактические работы:

  • раз в неделю отсоединять прицеп, чтобы смазать плитку и механизмы запора;
  • контролировать затяжку болтов;
  • регулярно осматривать узел на предмет появления коррозии, трещин и прочих механических повреждений;
  • раз в год очищать опору сцепного устройства от старого смазочного вещества.

Причины поломок седельно-сцепного устройства

Нередко поводом для ремонта ССУ или тягово-сцепного устройства становится нарушение правил эксплуатации транспортного средства:

  • перегруз;
  • нарушение регламента установки самого устройства;
  • несовместимость ССУ и полуприцепа по массогабаритным характеристикам;
  • транспортировка неправильно или ненадёжно закреплённого груза.

Также среди наиболее распространённых причин поломок седельно-сцепного устройства можно назвать дефекты подвески полуприцепа и её некачественный ремонт, нарушение соосности колёс, использование неподходящих запчастей. И, как мы уже отметили выше, отдельные элементы узла со временем подвергаются естественному износу, что закономерно влияет на его функционирование.

Если вы наблюдаете следующие признаки, необходимо как можно скорее произвести осмотр узла:

  • люфт;
  • неустойчивость прицепа на дороге;
  • стук в задней части тягача.

Плохая устойчивость и подозрительные звуки, которые издаёт авто, могут свидетельствовать и о проблемах с подвеской. Но, если вы убедились, что она находится в оптимальном состоянии, велика вероятность того, что потребуется именно ремонт сцепного устройства.

Можно ли самостоятельно проводить диагностику ССУ?

При необходимости водитель может самостоятельно осмотреть седло тягача. Для этого необходимо расцепить автопоезд, подложив под колёса противооткатные упоры. Подчеркнём, что осуществлять расцепку и последующую сцепку необходимо согласно инструкции, — в противном случае есть риск повреждения механизма.

Проведите визуальную диагностику ССУ на предмет износа резинок и подушек, запорных деталей. Устаревшие расходники необходимо обновить. Далеко не всегда для этого требуется демонтаж устройства — отдельные элементы меняются достаточно легко. Если же предпринятые действия не помогли устранить тревожные симптомы в поведении авто или проблема оказалась серьёзнее, лучше не экспериментировать и обратиться за ремонтом седельно-сцепного устройства на станцию обслуживания грузовой техники.

В отдельных случаях может понадобиться замена плиты ССУ — если имеют место механические повреждения, либо если на её поверхности есть неровности.

Не рекомендуется производить замену плиты ССУ самостоятельно, так как это достаточно сложный технологический процесс. Специалисты сервиса оперативно проводят такие процедуры на разных видах полуприцепов.

Надо ли регулировать седло грузовика?

Наблюдаете перечисленные признаки неисправностей ССУ в работе транспортного средства? Некоторые сцепные устройства требуют регулировки. Однако важно проводить её совместно с регулировкой полуприцепа — это обязательное условие.

У каждого производителя свои особенности механизма регулировки седла, поэтому, не обладая должным опытом, лучше обратиться к профессионалам. Стоимость процедуры относительно невысока, зато результат будет гарантированно качественным.

Почему важен своевременный ремонт

Чтобы ответить на вопрос, почему важен своевременный ремонт седла грузовика, необходимо вернуться к характеристикам транспортного средства, на которые влияет состояние данного устройства.

Неисправности и дефекты в работе ССУ неизбежно повышают аварийность автомобиля. Как и в случае с любым другим узлом грузовика, вовремя не устранённые небольшие повреждения приводят к крупным поломкам. Например, механизм может попросту заклинить или, что ещё серьёзнее, оторвётся прицеп.

Главное — не эксплуатировать авто, если ощущается биение ССУ. Это является сигналом серьёзной поломки. При первой же возможности обратитесь в автосервис для диагностики и ремонта сцепного устройства.

Как продлить срок службы ССУ

Интенсивная работа, непростые дорожные-климатические условия на большей части территории страны не могут не оказывать влияние на состояние узлов и агрегатов коммерческого транспорта. Поэтому рано или поздно даже самое надёжное седельно-сцепное устройство потребует ремонта. Тем не менее, соблюдение некоторых правил позволит увеличить срок эксплуатации механизма.

Как продлить срок службы ССУ:

  • Проводите предрейсовую подготовку устройства — убедитесь в надёжности крепления седла к раме.
  • Избегайте интенсивного торможения при спуске.
  • Используйте только качественные смазочные материалы, рекомендованные производителем.

И ещё один важный момент: не пренебрегайте сроками планового ТО. В его регламент включена диагностика грузовика: специалисты осматривают и при необходимости проводят ремонт ССУ, замену плиты. Это лучшая гарантия того, что поломка не случится в самый неожиданный момент.

СТО, которой доверяют

Если потребуется профессиональная помощь в Омске и Омской области, обращайтесь за ремонтом седла тягача в «Целую фуру»: проведём диагностику, заменим изношенные детали, подберём сцепное устройство в сжатые сроки.

«Целая фура» — это:

  • более 16 лет опыта работы с европейскими большегрузами;
  • 4000 квадратных метров производственных площадей, оснащённых по последнему слову техники;
  • комфортабельная зона отдыха для водителей и охраняемая стоянка;
  • удобство сотрудничества (при последующих обращениях вам не нужно диктовать данные авто — они будут занесены в нашу базу).

Мы понимаем, как важно для наших клиентов избегать длительного простоя техники. Наличие собственного склада запасных частей и расходников — оригиналов и аналогов от проверенных производителей — позволяет проводить ремонт сцепного устройства и любые другие работы максимально оперативно. Востребованные детали есть в наличии. Редкие, благодаря отлаженной логистике, доставляем в срок от суток.

«Целая фура» — это две сервисные станции, расположенные по адресам:

  • Омская обл., с. Троицкое, ул. 1-я Луговая, 9а;
  • Омск, ул. 10 лет Октября, 219.

Для записи воспользуйтесь формой на сайте или свяжитесь с нами по телефону 8 800 333 49 69.

Стоимость ремонта седла

Стоимость ремонта седла зависит от сложности и объёмов работ и определяется прайсом. Ознакомиться с ним можно в разделе «Цены на услуги» на нашем сайте. Также наши специалисты готовы проконсультировать вас и сориентировать по стоимости по номеру 8 800 333 49 69.


Cannot find 'news_else' template with page ''